Истории наших заказчиков - ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель»

Воронов Сергей Владимирович,
начальник Управления транспортного и сервисного обслуживания ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» (Норильск)

 

В ближайшие сто лет мы не останемся без работы

В 2015 году горно-металлургической компании «Норильский никель» − крупнейшему в мире производителю никеля и палладия, а также одному из крупнейших в мире производителей платины и меди − исполнилось 80 лет. 15 из них прошли в тесном сотрудничестве с дилером Cat. Работа в суровых условиях Заполярья стала для «Восточной Техники» уникальным опытом. Норильск – самый северный в мире город с постоянным населением более 150 000 жителей, а также один из самых холодных городов мира. Аналогов Норильского промышленного района (включая город) нигде в мире больше не имеется.

Отсчёт своей работы в Заполярье «Восточная Техника» начала в 2001 году, когда парк оборудования ОАО ГМК «Норильский никель» пополнился партией погрузочно-доставочных машин Cat − Elphinstone. Для крупнейшей российской горнометаллургической компании приход новой техники был рядовым событием.

«Становление обособленного подразделения дилера Cat шло на моих глазах, − говорит начальник Управления транспортного и сервисного обслуживания ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» Сергей Воронов, − присутствие квалифицированных механиков, открытие склада запчастей − всё это имеет не меньшее значение, чем надежность и производительность машин».

ГМК Норильский Никель

Сергей Владимирович, когда Вы впервые познакомились с техникой Cat?

 В 1984 году. Я пришел работать сменным механиком и первое, что увидел на участке, был бульдозер D9H. Причем, машина была уже не новой. Этот бульдозер принимал участие в строительстве Надеждинского металлургического завода, объёмы земляных работ были большими, нужна была мощная рыхлительная техника, а в СССР на тот момент единственным тяжелым бульдозером был 32-тонный ДЭТ-250, его возможностей не хватало, поэтому приняли решение закупить Cat D9H и Komatsu D355.

С 1986 по 1998 годы парк пополнили Cat D9L эту модель мы уже брали до 2000-х годов. Для меня из всей линейки Caterpillar «девятка» осталась ближе всех − надёжная, производительная машина. Бульдозер применяли везде, и он постепенно стал основным, хотя еще в конце 80-х годов в парке Норильского никеля преобладали Komatsu − в основном D355. Однако со временем Cat вышел в лидеры.

Были другие причины?

 Кроме производительности важную роль играли надёжность и ремонтопригодность техники. Для нас было важно − часто ли бульдозер ломается и сколько времени находится в ремонте. Технологический процесс идет безостановочно, при этом на каждом участке количество техники не может быть больше необходимого. Если встала всего одна машина − цепочка останавливается, а это грозит снижением объёма выпуска готовой продукции.

Бульдозеры Cat оказались более надёжными. Средняя наработка двигателя Cat − 20 тысяч моточасов, а это серьёзный плюс. «Девятки» были также проще в обслуживании. Например, в ремонте трансмиссии. У Cat трансмиссия выкатывалась и ее можно было ремонтировать. Также и с ходовой частью. Чтобы поменять потекший каток Cat требовался всего лишь час.

Из всех брендов с которыми мы работали, а через нас прошла довольно большая номенклатура, Caterpillar зарекомендовал себя лучше других. Не только бульдозерная техника, но и погрузочная, а также карьерные самосвалы и подземная техника. Надёжность выше, машины выходят из строя реже, поэтому и расходов на их ремонт требовалось меньше.

Какой объём грузоперевозок выполняет техника Cat?

Сat работает на всех горных участках. В среднем перевозим 10-12 млн т горной массы и руды в год, из них самосвалами Cat 773Е − около 10 млн т. Это результат программы по замене БелАЗ 7547, которую мы запустили в 2010 году. Сегодня в нашем парке осталось 13 таких машин, парк Cat 773Е − 39 единиц.

Что стало причиной замены?

Также, как и в случае с бульдозерами, − необходимость сократить затраты на ремонт, повысить коэффициент технической готовности оборудования.

До 2010 года предприятие закупало только БелАЗ, машина неплохо справлялась со своими задачами, правда, ресурс её двигателя был небольшим. Когда встал вопрос об унификации автопарка, было решено сравнить работу новых БелАЗов с новыми зарубежными аналогами. Эксперимент шёл в течение шести месяцев, и по его результатам было принято решение заменить БелАЗ 7547 на Cat 773 в течение 3-х лет. Выбор 55-тонной машины был обусловлен рельефом горных работ, габаритами самосвала, состоянием дорог и парком экскаваторов.

Повлияла более высокая грузоподъемность Cat 773?         

Не только. БелАЗ действительно перевозит меньше − 42 тонны, однако если сравнивать коэффициент технической готовности (КТГ), то у Cat он заметно выше. Приведу данные за прошлый год. По КТГ: БелАЗ − 0,65, Cat − 0,8. Коэффициент использования оборудования (КИО): БелАЗ − 0,44, Сat − 0,69. Стоимость эксплуатации: БелАЗ − 11,9 руб/т*км, Cat − 7,8 руб/т*км. Среднее время между отказами: БелАЗ − 92,3 машиночаса, Cat − 222,6 машиночасов.

При одинаковом побеге Cat заметно лучше идет в гору. У БелАЗов с российским двигателем на подъёме на высоту 120 метров КТГ снижался до 0,35. Не хватало мощности двигателя. А двигатель 773-го нам был хорошо знаком, в условиях Крайнего Севера он показывал большую надёжность, и это тоже было важно. Кроме того, на 773-м стояли базовые узлы, аналогичные бульдозерам и погрузчикам Cat, которые у нас тоже уже работали − это тоже большой плюс.

В 2011 году на заводе в Тосно началась сборка самосвалов Cat 773, и я присутствовал на церемонии запуска. Самая первая из собранных в России машин отправилась к нам, в Норильск.

Насколько важна унификация парка предприятия?

Очень важна, законы экономики никто не отменял. На 50 однотипных машинах расход запасных частей меньше, чем на 50-ти таких же машинах, но относящихся к разным производителям. Это позволяет сократить складские остатки. Если это разные бренды, тогда необходимо иметь запас на каждый из них.

Унификация даёт возможность гарантированно держать на линии определенное количество техники, снижая расходы.

Как сказывается холодный климат Заполярья на работе оборудования?

Всю технику заказываем и получаем в арктическом исполнении. В кабину установлен дополнительный отопитель, обычное остекление заменено стеклопакетами. В техзадании прописываем более высокие требования по морозостойкости к шлангам, уплотнениям, аккумуляторам. Комплектация «для работы в условиях Крайнего Севера» обеспечивает работу при температуре до минус 50 градусов.

Сегодня практически вся номенклатура которая представлена Caterpillar работает круглосуточно, невзирая на морозы.

То есть новое не всегда лучше старого?

Не всегда. Пример − установка двигателей стандарта Euro-4. Предыдущие модели были дешевле, проще в обслуживании и надёжнее. Почему мы остановились на Cat 773Е? Потому что там знакомый нам двигатель. С электронным двигателем машина теряет в мощности и надёжности. Кроме того, топливо стандарта Euro-4 требует чёткого соблюдения температурного режима.

В Заполярье всегда использовали «Арктику», позволяющую работать до минус 55, сейчас её заменили на Euro-4, но если мороз приближается к минус 40, особенно это касается самосвалов Cat 773, мы переходим на старые запасы «Арктики» иначе машины встанут. Когда становится теплее, возвращаемся на Euro-4.

Что изменилось с появлением в Норильске филиала «Восточной Техники»?

Заметно выросла культура производства ремонтных работ. Сначала на подземных участках, затем и по наземной технике. Стандарты заметно отличались от тех, что были приняты в компании − использование специального инструмента, соблюдение требований чистоты, диагностика состояния оборудования. Caterpillar стал первой компанией, обратившей внимание на развитие сервиса.

Для «Восточной Техники» присутствие в Норильске также стало плюсом, поскольку коэффициент готовности Cat заметно вырос, и это повлияло на увеличение парка машин.

Всё становление филиала «Восточной Техники» в Норильске шло на моих глазах. И сегодня мы хорошо знаем требования дилера, а руководители и специалисты дилера знают наши требования. Речь идёт не только об оперативности и качестве ремонта. Это − константа договорных отношений. Плюсы долгосрочного сотрудничества еще и в том, что дилер не просто оперативно устраняет поломку, но и делает это, понимая потребности заказчика, учитывая что необходимо отремонтировать в первую очередь.

То есть, если сразу три единицы техники вышли из строя...

Ремонт начинают с той, что важнее для производства, от которой зависит работа всей цепочки. Бригада сразу поедет туда, где она в данный момент нужнее. Приоритетность и оперативность достигается, когда дилеры работают с нами в одной команде, понимают особенности нашей технологии. Кроме того, я вижу постоянное развитие компании: расширяется производственная база, появился отдельный цех, склад наполнен запчастями и расходниками. Это даёт возможность качественно и оперативно выполнять ремонты.

Квалификация специалистов «Восточной Техники» также играет большую роль. Они мониторят состояние техники, понимают, какая потребность возникнет через неделю, квартал, год. Знают, что есть на складе, а что необходимо подвезти. Отработанная с «Восточной Техникой» схема отношений для нас наиболее жизненна. Есть моменты, которые можно утрясать, но это как раз путь к совершенству.

Возможно ли, что в будущем весь ремонт перейдет к дилеру?

Полное сервисное обслуживание сложно организовать в связи с нашей удалённостью. Обслуживание останется комбинированным еще долгое время. Вспомогательные работы будет выполнять наша ремонтная служба, диагностику и сложные виды ремонтов − дилер.

Зная затраты на содержание, можно посчитать, что нам выгоднее − купить новую технику, или продолжить эксплуатировать старую. Сейчас находимся в стадии анализа. Перечень работ известен, а вот кто будет ремонтировать − будем считать исходя из цены, качества и возможности выполнения.

В идеале − официальный дилер является «мозговым центром», выполняя самые квалифицированные работы, включая диагностику и настройку. Он всё делает быстро, качественно и в срок. Менее квалифицированная работа может делиться между подрядчиками. По своему опыту могу сказать, что та схема, которую мы наработали по технике Cat, даёт хорошие результаты.

Сегодня мы переходим к более серьёзным ремонтам. Прорабатываем с «Восточной Техникой» программу Reman, нам это интересно.

Прошло 15 лет с момента открытия подразделения «Восточной Техники» в Норильске, что изменилось за это время в отношениях «Норильского никеля» и дилера Cat?

 На мой взгляд, мы стали ближе друг к другу. Сейчас появляются задачи, которые не стояли перед нами ещё пять лет назад. Осложнилась экономическая ситуация, но, вместе с этим, появились и новые возможности.

Наше партнёрство долговременное. С учётом ввода новых мощностей перспектива развития, совместной работы ещё лет на 100, как минимум. Норникель меняет рудную базу, уходит под землю, тем не менее, запасов руды хватает, а все циклы − обогащение, металлургия − подразумевают наличие техники такого класса, который предлагает «Восточная Техника».

Caterpillar − серьезный бренд, который держит свою марку. Возможно, будут меняться виды ремонтов, линейка машин, но я не вижу каких-то опасений по дальнейшему сотрудничеству между нами. Надеюсь, будем работать вместе с командой «Восточной Техники» ещё очень долго.

Запись на сервис
Заявка на запчасти