Системы дистанционного управления

Без риска для оператора

Системы дистанционного управления RCT

Безопасность – одно из главных требований при проведении горных работ. Исключить возможность попадания людей под обвал породы в шахте или карьере можно только одним способом – вывести персонал за пределы опасной зоны.

 

 

 

 

 

 

Конечно, машины пока не в состоянии работать в автономном режиме без участия людей, однако что мешает управлять ими с безопасного  расстояния? Первый подобный проект  с участием "ВТ" был успешно реализован на Удачнинском комбинате АК "Алроса".

Системы дистанционного управления
На фото: техника управляется дистанционно (без оператора в кабине)

Несмотря на сложность задачи − обеспечить одновременную работу погрузчика и самосвалов в отсутствии в кабинах этих машин операторов, в мире уже был накоплен опыт работы в этом направлении. Австралийская компания Remote Control Technologies Pty Ltd (RCT) на протяжении 40-лет занимается инсталляцией систем ДУ. Наработанная её специалистами технология позволяет управлять бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками, грейдерами, самосвалами, а также другой техникой, в опасных для жизни людей местах.

Дистанционное управление можно обеспечить двумя способами. Более простой вариант − оператор управляет машиной, находясь от неё на относительно небольшом расстоянии. Связь при этом осуществляется через переносной пульт ДУ. Во втором случае операторы находятся в удаленном пункте ДУ, для них оборудованы рабочие места, дублирующие органы управления. Специальные мониторы заменяют окна кабин, видеокамеры в режиме реального времени передают на эти экраны изображение с работающих машин. Руководство Удачнинского комбината остановилось на втором варианте.

"У нас был опыт поставки и обслуживания более простых систем, когда управление горным оборудованием осуществляется с переносных пультов. − рассказывает руководитель по новым технологиям "ВТ" Александр Ворошилов. − Подобная техника работает на подземных рудниках ОАО ГМК "Норильский Никель" и Kinross Gold. САТ комплектует такие машины необходимыми блоками ещё на заводе. Комплекс, который требовался для "Удачного", был уникальным даже для RCT. В России, это первый проект такого масштаба: четыре самосвала и погрузчик на дистанционном управлении, которые управляются как с переносных пультов, так и с мобильной станции. При этом они могут работать по отдельности и в комплексе".

Для запуска системы в эксплуатацию потребовалось привезти в Россию более двух тонн различного оборудования: пульты управления, приемники, Wi-Fi модули для передачи аудио- и видеоинформации, кресла операторов, промышленные мониторы и компьютеры, модули для создания интерфейса, а также шланги, гидравлические и тормозные распределители, провода, антенны... Вагон-дом "Ермак", для работы операторов, привезли из Екатеринбурга. Специалисты Группы "Техмаш" совместно с коллегами из "ВТ" учли пожелания Алросы, изготовив комфортабельный мобильный вагон-дом в арктическом исполнении.

Системы дистанционного управления

К 20 декабря 2013 года установка ДУ оборудования на три шарнирно-сочленённых самосвала и погрузчик была завершена. Работоспособность оборудования проверили в ходе испытаний на рудном складе. В январе закончилась подготовка четвёртого самосвала и проведены все необходимые тренинги для операторов и сервисного персонала Алросы. После того как обучение завершилось, состоялись испытания уже на дне карьера. Итоговая проверка прошла успешно.

Первые испытания показали, что скорость работы машин в режиме ДУ значительно уступает привычной скорости. "Производительность ДУ машин на первых порах действительно существенно снижается, − говорит Александр Ворошилов. − Однако главное назначение системы − это безопасность ведения горных работ. Для того, чтобы увеличить скорость, нужна практика. В процессе подготовки мы стремились обеспечить операторам максимально комфортные условия. Спрашивали, где лучше установить видеокамеры на машинах, как расположить видеоизображения на мониторах, какие параметры вывести на приборную панель в вагон-доме, чтобы было удобно осуществлять функции управления. Специалисты Алросы поставили задачу обеспечить минимальную задержку видеосигнала при одновременной передаче видеоизображения с видеокамер. Она также была успешно выполнена. Другой пример, − все данные с приборных панелей машин передаются в цифровом виде в станцию ДУ. Это означает, что операторы могут в режиме on-line следить за оборотами и температурой двигателей, давлением масла и другими параметрами. Наконец, была выполнена самая главная задача − обеспечено взаимодействие машин. На площадке  работают не просто отдельные единицы техники, а комплекс из самосвалов и погрузчика".

Решение вопросов безопасности работы системы заслуживает отдельного внимания. Во-первых, вагон-дом, в котором располагаются операторы, автоматически защищён от наезда неуправляемого самосвала. Для этого по его периметру устанавливаются специальные "пилоны", являющиеся частью системы лазерной защиты. На каждом из них установлен лазер, приёмник отражённого луча и отражатель. Оборудование создаёт импровизированный "лазерный забор", при пересечении которого человеком или машиной все дистанционно управляемые машины останавливаются. Система защищена и от внутренних сбоев. Её ядро (пара приемник−передатчик) имеет внутренние проверки и непрерывно проверяет сама себя. Если обломилась антенна, перебит кабель, или возникло другое нарушение, система тут же отключает машину.

Системы дистанционного управления

"Проект оказался сложным и очень интересным, − говорит Александр Ворошилов. − В рейтинге аналогичных заказов он, безусловно, занимает первое место. Для того, чтобы успешно выполнить эту работу, мы сотрудничали с десятью различными компаниями, начиная от сертификации электронного оборудования, получения разрешений, проведения экспертизы промышленной безопасности и до заказа вагон-дома и разработки методики испытаний машин с ДУ. Также хотел бы отметить, что при проведении монтажных работ и обучении, нам было оказано большое содействие со стороны Заказчика − Удачнинского ГОКа. В реализацию проекта были вовлечены сотрудники из разных отделов "ВТ" − из отделов горнопромышленного оборудования, запасных частей и координаторы по продажам оборудования. Хочу выразить благодарность руководителю Мирнинского филиала "ВТ" Александру Рассветову, руководителю Удачнинского филиала "ВТ" Александру Филоненко, директору по горнопромышленному оборудованию Джону Бергину, коммерческому менеджеру Наталии Швенк, менеджеру проектов Екатерине Титовой, коммерческому специалисту Дарье Кузнецовой, специалисту по логистике запасных частей Вячеславу Радомирскому, инженеру-механику Удачнинского филиала Виктору Голубенко и всем сотрудникам Удачнинского филиала "ВТ", которые очень помогли нам в период монтажных работ, а также всем сотрудникам нашей компании, кто был вовлечен в этот проект. Отдельные слова благодарности инженеру по новым технологиям Дмитрию Юну, выполнявшему монтаж системы ДУ совместно с австралийскими коллегами, проводившему тренинги, а также много работавшему в процессе подготовки документации по проекту. У нас отличный коллектив и командная работа, и это главный фактор, позволивший выполнить такую масштабную задачу".

Запись на сервис
Заявка на запчасти