Истории наших заказчиков - МУП «Горводоканал» (Новосибирск)

Казанцев Анатолий Георгиевич,
начальник цеха механизации МУП «Горводоканал» (Новосибирск)

 

Износ техники − под полный контроль

В конце февраля специалисты МУП «Горводоканал» г. Новосибирска при оценке состояния оборудования Cat внедрили использование данных S•O•S анализа. Надёжность − едва ли не главный критерий при выборе машин, занятых на прокладке новых сетей и ликвидации коммунальных аварий. «Экскаватор должен быть все время готов к работе, а если он поехал и сломался в дороге − это плохо, − говорит начальник цеха механизации Анатолий Георгиевич Казанцев, − поскольку на него завязана и другая техника».

Колесный экскаватор Cat М318С стал первой машиной Cat, приобретенной предприятием в 2004 году. Может показаться, что доехать без аварий до места назначения − не такая сложная задача, однако это не совсем так. Новосибирск занимает 500 кв. км, поэтому пробег землеройной техники, используемой коммунальщиками, приближается здесь к пробегу легкового автомобиля: 80-120 км в сутки.

Оценив надёжность первого М318С, компания приняла решение приобрести экскаваторы 316-й, 422-й и 434-й серий. Спустя 11 лет парк из десяти машин по-прежнему требуется содержать в идеальном состоянии. Внедренный в конце февраля S•O•S-анализ − дополнительный инструмент, который позволит обеспечить выполнение данной задачи.

Анатолий Георгиевич, приходилось ли вам иметь дело с таким методом диагностики, как плановый отбор проб масла?

Конечно. Я работал в институте Сибгипрошахт и еще в середине 80-х годов прошлого века мы внедряли подобную систему. Проекты Бачатского, Сибиргинского, Нюренгринского разрезов предусматривали наличие специальной лаборатории, сотрудники которой должны были регулярно собирать пробы масла. Анализ выполнялся в течение трёх дней, и к моменту, когда машина заходила на ТО-2, механики уже знали нужно им вскрывать агрегат, или нет.

Какое оборудование использовалось в то время и какие показатели анализировались?

Лаборатории комплектовались японскими приборами для проведения экспресс-анализа, с их помощью определялось наличие металла во всех взятых пробах. А спектральный анализ выполняли на ленинградском оборудовании, определяли что это за металл − железо, олово, хром и так далее, и уровень его содержания.

Был случай − анализ пробы масла с бортового редуктора показал повышенное содержание хрома. Машину необходимо было остановить, однако главный инженер не согласился. Со смены она уже не пришла − бортовой редуктор, как и прогнозировали, вышел из строя.

Персональных компьютеров тогда не было, на каждую машину вёлся журнал, в который заносились полученные данные. Отвечающий за техническую эксплуатацию инженер видел, как меняется содержание конкретного параметра, и, если в течение времени шел плановый износ, а затем уровень подскакивал, − это было для него сигналом принимать меры. Например, повышалось содержание олова, следовательно, необходимо было менять вкладыши.

Информацию о сроках эксплуатации каждого узла собирали эмпирическим путем, но с помощью этого метода. Конечно, сначала не все верили, но затем убедились, что метод работает достаточно надёжно. На первой-второй машине ещё были сомнения, однако затем, когда на следующей отмечали подобный рост содержания железа или кремния, то доводили до определенного уровня и затем останавливали технику для ремонта.

Диагностика проб масла позволяет предотвратить крупные поломки, случались ли они у вас на оборудовании Cat?

Caterpillar − надёжное оборудование. За 11 лет с момента приобретения первой машины ни одна из них не остановилась по причине поломки, хотя у нас экскаваторы, случается, пробегают в день по 100-120 км.

434-й (экскаватор-погрузчик Cat 434) − универсальная машина. Заменяет бульдозер, экскаватор и погрузчик, постоянно находится в работе. Когда-то на задание отправляли по несколько единиц техники. Бульдозеры утром уходили и только вечером возвращались, сейчас всю работу выполняет 434-й. В своё время мы приобрели пять гидромолотов, и они практически полностью заменили нам баровые машины.

Экскаваторы-погрузчики Cat 434 и 422 наиболее функциональны. Благодаря своей универсальности, они просто созданы для коммунального хозяйства. Приехал, выкопал, закопал, спланировал, зачистил и уехал. Скорость такая, что в городе больше и не нужно. Масло меняем строго по моточасам. Для Cat покупаем только фирменные расходные материалы и запчасти. Сейчас, когда срок эксплуатации на некоторых машинах превысил 10 лет, нам нужно более пристально следить за их состоянием.

Кто занимается ремонтом техники Cat?

Техосмотр проводим сами, а для регулировки клапанов и на сложные виды ремонта привлекаем специалистов «Восточной Техники». Хочется, чтобы сервис был выше нас на голову. Все дело в уровне квалификации. Через руки механиков «Восточной Техники» проходит много техники, у них уже наработан опыт. Ребята ответственно относятся ко всему. Качественный сервис и стремление компании расти в этом направлении стали причиной того, что мы выбрали «Восточную Технику» в качестве партнёра.

Какие вы видите плюсы во внедрении экспресс-анализа масла?

Будем брать пробы не только из двигателя, но и системы охлаждения, гидравлики, трансмиссии. Если анализ покажет, что отклонения небольшие и масло не потеряло своих качеств, тогда зачем его менять? Одна из задач − продление срока службы. Конечно же в определенных границах, ведь износ узла зависит, в первую очередь, от масла, от его своевременной замены. Зимой можно менять при наработке в 350 моточасов, летом − возможно при 300. Но, чтобы принять решение, нужны точные данные.

Вторая задача − на основе анализа масла прогнозировать срок службы основных узлов. Это позволит экономить на техническом обслуживании и ремонте. Когда агрегат аварийно выходит из строя − это одно, когда проблему удается вовремя поймать − совсем другое. Имея статистику наработки узла на отказ, нам будет проще планировать средства бюджета на приобретение запчастей. Не вскрывая узла, только по уровню содержания того или иного металла, мы сможем с большей вероятностью предполагать, что деталь выйдет из строя на конкретной наработке или за нее можно не беспокоиться.

Сегодня на каждый экскаватор мы ведем технический формуляр. Заглянув в него, можно узнать, сколько отработал гидромотор поворота или гидромотор хода, когда узел менялся, из-за чего. Конечно же, будем заносить в него и показатели анализа масла. Отбор проб поручим инженеру − считаю, эту задачу должен выполнять квалифицированный специалист, а не тот, кто оказался свободен. Подумаем о том, чтобы брать пробы масла и с других машин, не только Cat. Парк техники в МУП «Горводоканал» большой.

В настоящее время не все предприятия используют диагностику проб масла, с чем, на ваш взгляд, это связано?

Если компания рассчитывает проработать на оборудовании долго, она, конечно же, будет внедрять подобные виды анализа. А если, выиграв крупный тендер и выполнив его, она не знает, будет ли работать дальше, то едва ли руководство будет этим заниматься.

Считаю, что крупные компании, имеющие большой парк импортной техники, будут внедрять анализ масла. Для них это выгодно, ведь любая машина должна быть готова к работе с полной отдачей.

Более подробно об услуге S•O•S-анализа вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе "Сервис и поддержка"

Запись на сервис
Заявка на запчасти