Истории наших заказчиков

Титов Михаил Викторович,
генеральный директор ООО "Газимур"

Первое представительство Caterpillar в России открылось в Москве в 1973 году, однако, даже самые прибыльные и стабильные золотодобывающие артели Магадана и Бодайбо ни в 70-х, ни в 80-х годах не могли и подумать о самостоятельном приобретении техники Cat.

Способность за один сезон намыть полторы, а то и две тонны золота не играла абсолютно никакой роли, между тем, производственные объединения - «Северовостокзолото», «Алданзолото», «Приморзолото», «Лензолото» вполне могли рассчитывать на появление у себя парка легендарных D9R. Возможно, все дело в том, что получи тогда «Витим», «Печора» или «Восток» (и без того демонстрирующие более высокие показатели) еще и технику, которую они выбрали сами, работающие рядом с ними госпредприятия пришлось бы просто закрыть.

Старательская артель «Газимур» была образована в 1983 году. Ее основатель и первый генеральный директор, Виктор Михайлович Титов едва ли поверил бы в то время, что пройдет 15 лет, и в 1998 году он приобретет по внешнеторговому контракту бульдозер D10R. Машина будет получена, несмотря на то, что цена золота в тот год будет рекордно низкой.

Договора лизинга, факторинговые сделки, система скидок и отсрочек, консигнационные склады... это только кажется, что в далеком Забайкалье не проходили азов международной экономики. Кое-чему здесь смогут научить и столичных преподавателей бизнес-факультетов. Стоит ли рисковать, вкладывая средства в зарубежную технику, и на каких поставщиков оборудования делает ставку ООО «Газимур», рассказывает генеральный директор предприятия, Михаил Титов.

Михаил Викторович, в новейшей истории «Газимур» стал первой артелью Забайкалья, в парке которой появилась техника Cat. Специалисты рекомендуют перед покупкой оценить не только характеристики оборудования применительно к особенностям месторождения, но и затраты на эксплуатацию машины, срок ее службы, ремонтопригодность, доступность склада запчастей. Вы, приобретая в 1998 году D10R, рисковали, поскольку такой информации у вас не было. Оставались сомнения, стоит ли брать машину?

Техника Сat, конечно, только начинала тогда выходить на рынок Восточной Сибири, однако мы понимали, что риск не такой и большой. Все же на этом оборудовании работали крупнейшие золотодобывающие компании мира, да и в нашей стране бренд Caterpillar был известен.

Можно сказать, что вначале нами двигало любопытство. Как зарекомендует себя Сat в наших условиях, действительно ли цена на него оправдана? По итогам первого сезона мы поняли, что не ошиблись. Машина оказалась надежной и производительной. Сегодня «Газимур» отличается трепетным отношением к этому бренду, и, глядя на нас, многие старательские артели также стали переходить на эту технику.

Первая машина даже превзошла наши ожидания. Бульдозер до сих пор работает, и, надеюсь, будет и дальше работать. Чем он старше становится, тем мы больше его любим. Есть компании, которые покупают новое оборудование и стараются за первые три года выжать из него все возможное, затем продают. Наш подход заключается в том, чтобы не «убивать» машину раньше времени, а планово, в режиме превентивных мер, поддерживать хорошее техническое состояние. Своевременно производить капремонты, планово ремонтировать, менять изношенные агрегаты и приобретать оригинальные запчасти - то, что рекомендует производитель. Именно поэтому бульдозер, которому уже фактически 16 лет, а однажды мы его даже утопили, все еще в строю и вполне дееспособен. Двигатель, рама - в хорошем состоянии, хотя к концу 2014 года наработка составит порядка 85 тыс. моточасов. Добавлю, что существенную роль в покупке первого бульдозера Сat сыграли предлагаемые финансовые условия.

Вы уже были к тому времени знакомы с лизингом?

Нет, для нас это был новый финансовый инструмент. В данном вопросе «Газимур» также стал первопроходцем, причем, мы приобрели первые три машины через компанию Wagner в международный финансовый лизинг. Рассчитавшись за 3 года, убедились, что дорогостоящее оборудование, можно покупать, получая при этом плановую эффективность. Опыт был полезным, позже он пригодился в работе с компанией «Восточная Техника».

В самом начале нашего сотрудничества мы предложили новому дилеру открыть склад временного хранения на базе нашего предприятия. По мере необходимости выбирали запчасти, рассчитываясь за них с разумной отсрочкой платежа. Склад собирался под потребности «Газимура», но и другие клиенты «Восточной Техники», по согласованию с нами, также могли им пользоваться. Практически с момента первого знакомства мы поняли, что можем доверять друг другу, что, конечно, существенно упростило работу.

Сегодня, имея определенное доверие со стороны кредитных организаций, мы совершенствовали схему поставки запасных частей и расходных материалов. Банк предоставил нам возможность использовать факторинговые операции с таким поставщиком, как «Восточная Техника», в период кассовых разрывов. Данная финансовая схема – оптимальный вариант для компании. Поставщик при этом ничем не рискует, поскольку все зависит от владельца техники, от его способности грамотно планировать финансовые риски.

Конечно, ухудшившаяся конъюнктура рынка драгоценных металлов дает о себе знать, и, если бы золотодобывающие компании регулярно не формировали определенные резервы, им пришлось бы гораздо тяжелее. Сегодня гибкие финансовые условия частично нивелируют высокую стоимость приобретаемого оборудования, позволяют модернизировать парк, поддерживать машины в хорошем состоянии. С другой стороны, стабильная работа техники Сat позволяет нашей компании чувствовать себя достаточно уверенно.

Какую еще технику Сat приобретал «Газимур»?

Мы первыми начали брать бульдозеры D6R, и опыт использования этих машин оказался удачным. На месторождениях с небольшими объемами используем данную модель очень активно, ставим на промывочные работы и рекультивацию.

Продолжаем расширять парк тяжелых бульдозеров D9R и D10R. «Десятка» требуется для выполнения определенных видов работ, причем, мы заказываем специальный сферический отвал, благодаря которому бульдозер способен перемещать одновременно не меньше 22 м. куб. Несмотря на сложности транспортировки - что-то приходится демонтировать, мы идем на этот шаг. Подобного рода машины просто незаменимы в вопросах освоения объектов, на которых присутствуют линзы мерзлоты и, как следствие, требуется масштабное рыхление, а также объемное выталкивание грунта, крупных негабаритов.

В нашем парке большая линейка экскаваторов - 330DL, 336DL, 349DL. Техника мобильная, удобная с точки зрения использования различных транспортных схем.

В 2012 году «Газимур» первым среди золотодобывающих компаний Забайкалья приобрел пять сочлененных самосвалов Сat 730, постепенно заменив ими все, выработавшие свой ресурс прежние самосвалы, из-за их недостаточно высокой надежности. Плюсы машины с шарнирно сочлененной рамой – ей не требуются дороги, точнее, требования к внутрикарьерным дорогам не столь высоки.

Как и первый бульдозер, самосвалы с ШСР практически оправдали наши ожидания. Очевидно, повысилась производительность автовскрыши, сократились простои, упростился учет перевозок, и повысилась экономия ГСМ. Для Сat 730, с его маневренностью и проходимостью, плохое дорожное покрытие - не проблема. Я уже не говорю о том, в какой обводненности он может передвигаться. Первые машины отработали по три года, без серьезных поломок.

Если оборудованию все же требуется ремонт, вызываете механиков?

Когда компания только начинала использовать оборудование Cat, мы привлекали специалистов «Восточной Техники». Но за 16-летний опыт эксплуатации у нас уже наработаны необходимые навыки и умения. Есть свои механики, которые в состоянии отремонтировать силовые агрегаты, трансмиссии, ходовую часть. Сегодня мы практически все делаем самостоятельно, за исключением некоторых сложных работ, связанных с диагностикой и регулировкой. Кроме того, вызываем дилера для ремонта гарантийных машин и оборудования, так как это требует специального актирования страховых случаев, применения специнструмента и программного обеспечения.

Присутствие в регионе компетентной технической поддержки, доступность запасных частей, позволили значительно сократить время ремонта, минимизировать количество внезапных отказов и поломок. Конечно, издержки, связанные с проведением ремонтных работ, весьма ощутимы. Вместе с тем, покупка Сat дисциплинирует, заставляет правильно считать текущие и среднесрочные затраты. С моей точки зрения, вложения в сервис себя окупают, хотя его организация – дело сложное. Собственный сервис позволяет уменьшить время простоя оборудования, поэтому, несмотря на развитие поддержки со стороны «Восточной Техники», все, что мы можем сделать квалифицированно, будем делать сами.

Сегодня в нашем регионе доступно оборудование различных брендов. Предлагают технику, гораздо дешевле чем Cat, но на этом все заканчивается, обслуживать ее никто не в состоянии. Пусть Сat дороже, но, выбирая его, мы понимаем откуда ждать помощь, если случится проблема, с которой не справиться самостоятельно.

Что бы вы пожелали «Восточной Технике» в плане дальнейшего развития сервиса в регионе?

«Восточная Техника» действительно активно развивает сервисную поддержку в Иркутской области. В 2011 году в Иркутске был открыт большой склад запчастей, в 2013 - сервисный центр. Я вижу, что производственная база подготовлена очень прилично, есть все необходимое. Например, механики могут выполнить капитальный ремонт двигателя после гидроудара или перегрева, сами за такой ремонт мы пока не возьмемся.

Ситуация с поставкой запчастей в регионе также заметно улучшилась. Еще два-три года назад запчасти приходили с запозданием, но, уже в прошлом году, должен констатировать, ситуация заметно изменилась. Компания стремится улучшить свою работу, и ей это, несомненно, удается.

У нас есть месторождения, которые будут разрабатываться в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Очевидно, что возрастет спрос на надежную и производительную технику, такую, какой является Cat.

За более чем 30-летний опыт работы у «Газимура» сложился большой круг партнеров, что вы больше всего цените в работе дилера?

Если говорить о «Восточной Технике», то в отношениях с этой компанией я, в первую очередь, ценю готовность идти навстречу пожеланиям клиента, индивидуальный подход, учет специфики бизнеса, в том числе и ситуацию на рынке.

Не скрою, мы – капризные люди по части подбора запчастей, предоставления различных скидок, условий по отсрочкам, специальных цен и так далее. Это правда. Но при этом, я никогда не встречал непонимания нашим просьбам со стороны дилера. Внимательный подход к потребностям клиента, могу это в полной мере продекларировать, - одно из очевидных преимуществ «Восточной Техники».

Мы ценим гибкость в работе с заказчиком. Компания использует различные возможности для того, чтобы найти решение выгодное каждой из сторон. Взаимное доверие растет от того, что дилер идет нам на встречу, соответственно и мы, также не подводим своего партнера. Эти все составляющие присутствуют в наших взаимоотношениях с «Восточной Техникой».

Мое главное пожелание этой большой и трудолюбивой команде – продолжать совершенствовать свою работу насколько это возможно. Жить и работать в плотном деловом контакте, исходя из потребностей своих заказчиков. В этом смысле у «Восточной Техники» все нормально.

Конечно, ее главное преимущество – бренд Caterpillar, который уже подразумевает высокую степень надежности оборудования. Машины работают стабильно, простои по причине поломок минимальны. Это дает нам возможность планировать работу, держать под контролем основные расходы.

На рассыпных объектах можно поддерживать определенный уровень прибыли, но только за счет высокой производительности. Без качественного оборудования, без надежной техники его не достичь. Мы должны работать уверенно, без внеплановых простоев, Сat нам это позволяет.

Решая приобрести новую машину, я изучаю именно предложения «Восточной Техники». «Газимур» – не самая крупная компания, поэтому хотели бы видеть у себя в парке только надежное оборудование. Мы крайне тщательно подходим к выбору машин и пока наш приоритет – это оборудование Сat.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ