Истории наших заказчиков

Васильев Сергей Анатольевич,
генеральный директор ОАО «Высочайший» (GV Gold)

Север проверяет надёжность машин и партнёров

Развитие проектов по добыче рудного золота чаще всего связывают с инвестициями в геологоразведку, вводом мощностей на действующих или строящихся горно-обогатительных комбинатах, совершенствованием технологии извлечения золота. Однако есть и другие факторы, способные заметно повлиять на привлекательность золотого проекта. Один из них – работа горнотранспортного оборудования.

– Надежные машины обеспечивают примерно половину успеха работы золотодобывающего предприятия, вторая по значимости половина – это эффективная технология обогащения, и лишь 3-5% приносит удача – например, растущая конъюнктура рынка золота, – считает генеральный директор ОАО «Высочайший» (GV Gold), Сергей Васильев.

«Высочайший» – одно из наиболее перспективных и экономически успешных российских золотодобывающих предприятий. Всего 12 лет назад, в 2004 году компания ввела в строй первую очередь своей золотоизвлекательной фабрики, добыв по итогам года 973 кг золота. Итог 2013 года – 5 457,7 кг драгоценного металла. При содержании в одной тонне горной массы менее 3 г золота, для того, чтобы обеспечить такой объем добычи, требуется извлечь и перевезти несколько миллионов кубометров породы. Влияет ли работа карьерных самосвалов, бульдозеров и другой техники на сохранение рентабельности предприятия? Какие тенденции определяют развитие машинного парка, и на что делает ставку ОАО «Высочайший» (GV Gold)? На эти вопросы отвечает генеральный директор предприятия, Сергей Васильев.

Сергей Анатольевич, какие параметры в первую очередь влияют на выбор горнотранспортного оборудования?

Особенностью наших проектов является их удалённость. Месторождение Голец Высочайший расположено на территории Иркутской области, в 175 км от г. Бодайбо, ближайшая к нам железнодорожная станция Таксимо находится на расстоянии 230 км, а Иркутск – почти 1800 км. Удаленность значительно удорожает и осложняет развитие сервисной поддержки. На то, чтобы доставить к нам оборудование, запасные части и расходные материалы уходит много времени. Поэтому на первый план выходит даже не стоимость машины, а надёжность ее эксплуатации в экстремальных инфраструктурных и природно-климатических условиях. Бодайбо приравнен к районам Крайнего Севера. По-настоящему тепло бывает лишь с июня по август, поэтому выполнение производственного плана напрямую зависит от надежности машин.

Нам приходится полностью полагаться на парк горнотранспортного оборудования. Если остановятся бульдозеры и самосвалы, работа золото-извлекательной фабрики также прекратится.

Каким брендам отдается предпочтение в компании?

Когда в конце 90-х годов прошлого века мы только приступали к освоению месторождения Голец Высочайший, объём добычи золота был небольшим и каким-то конкретным брендам предпочтения не отдавалось. На первом этапе ориентировались на минимизацию капитальных вложений, использовали недорогую технику, имеющуюся на рынке, брали оборудование, бывшее в употреблении. Машинный парк в то время состоял из бульдозеров Komatsu, Shantui, самосвалов БелАЗ, экскаваторов производства КНР.

В 2007 году, когда добыча золота перешагнула рубеж в 100 тыс. унций, было принято решение – выходить на покупку горнотранспортных комплексов, для того, чтобы справиться с растущими объёмами. Модернизацию парка начинали с приобретения двух вскрышных комплексов, каждый из которых состоял из экскаватора, трех самосвалов и бульдозера. Плюс нам необходим был один грейдер.

При выборе конкретных моделей учитывали такие факторы как климатические условия, физико-механические свойства пород и руд, расстояние транспортировки, угол уклона дорожного полотна, рациональное соотношение вместимости кузова самосвала и ковша экскаватора, обеспечение требуемой производительности, а также достижение минимального времени простоя. Специалисты произвели расчёт потребности в машинах по необходимым объёмам вскрыши и добычи, сравнили параметры, и, в итоге, выбрали технику Cat. С того времени данный бренд является одним из ведущих в парке горнотранспортного оборудования.

Сейчас, когда объём переработки горной массы превышает 10 млн. куб м. в год, мы понимаем, что без надёжных и производительных машин никогда бы не достигли такого уровня. Считаю, что стратегически было принято правильное решение, с того времени техническая политика компании практически не изменилась.

В чем преимущество техники Cat?

Хорошие экономические показатели достигаются за счёт больших объемов переработки, для этого нужна техника, способная обеспечить низкие затраты на эксплуатацию. Одно из преимуществ оборудования Cat – оно дороже в плане капитальных затрат, но существенно дешевле, если считать расходы на его последующее содержание.

Мы прекрасно знаем, что, по крайней мере, первые 1,5-2 года машины Cat не требуют какого-то серьёзного ремонта. Не имею ничего против других брендов, как правило – это хорошая техника, однако мы стремимся уйти от разносортицы. Можно приобрести всю линейку оборудования, выпускаемого мировой промышленностью ‒ взять немецкие, японские, китайские и российские машины, но это лишь приведёт к увеличению склада запасных частей, большим вложениям в оборотные фонды и сложностям в эксплуатации.

Какую долю в себестоимости золота занимают затраты на приобретение и содержание спецтехники? Меняется ли это показатель в сравнении с тем, каким он был 5-10 лет назад?

Расходы на приобретение горнотранспортной техники составляют не менее 20-25% в структуре общих денежных затрат. Часть оборудования приобретается под новые проекты, а кроме того, существует естественный износ. Как правило, ни одна из машин больше 5 лет в условиях Крайнего Севера и существующего здесь большого перепада температур, не работает. По истечению этого срока её нужно менять. Поэтому 20% – тот минимум, который необходимо направлять на обновление фондов, плюс – расходы на расширение парка, в связи с вводом новых производственных мощностей.

Если говорить о динамике, то она разнонаправленная. За счет применения более качественного оборудования, списания старых машин и покупки новых, которые являются более производительными, величина относительных расходов на эксплуатацию снижается. С учетом же роста добываемых объемов, увеличения закупа машин, идет рост. Простой пример, сейчас на «Высочайшем» у нас работает около 70 единиц оборудования Cat, включая дизель-генераторы, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, грейдеры, катки. Однако уже к концу 2016 года этот парк, по нашим подсчетам, вырастет до сотни машин. Развитие компании сопровождается ростом объёмов, что в свою очередь требует большего количества техники.

Многие золотодобывающие предприятия, в связи с удалённостью месторождений, развивают собственный сервис, другие полагаются на специализированного дилера. Каков подход в вашей компании?

В настоящее время мы находимся примерно посередине. Текущее техническое обслуживание: ТО-1, ТО-2 и частично ТО-3 выполняют специалисты нашего собственного подразделения. Ремонт сложных узлов и агрегатов поручаем механикам «Восточной Техники». С учётом наработанного компанией опыта, принимая во внимание открытые в Новосибирске и Иркутске крупные сервисные центры, полагаю, что мы не будем увеличивать долю работ, выполняемых собственными силами. Скорее наоборот. Специализированный сервис у дилера обеспечивает более надёжную работу оборудования, при меньших затратах.

Линейка техники, которую использует «Высочайший», большая, машины становятся сложнее. Очевидно, что для проведения капитального ремонта и диагностики требуются узкие специалисты, квалифицированные механики. «Восточная Техника» располагает всем необходимым. У нас же, в силу удалённости, всегда будет ощущаться нехватка людей, а это дополнительные риски. Необходимость закупки специализированного оборудования для ремонта могла бы привести к удорожанию выполняемых работ.

В чём вы видите резервы по снижению расходов на эксплуатацию горнотранспортных машин, планируется ли переход на более мощную линейку оборудования?

При определённых условиях, более производительное оборудование действительно позволяет сократить расходы на эксплуатацию в расчете на тонну горной массы. К примеру, на проекте Угахан на вскрышных работах будут применяться большие экскаваторы, с объемом ковша до 10 м. куб., и соответствующие им карьерные самосвалы, грузоподъемностью до 90 т. Однако есть и другие резервы. Например, с целью сокращения затрат на действующем производстве планируем усилить контроль за правильностью использования техники. Современные системы диспетчеризации позволяют осуществлять мониторинг за перемещением самосвалов, вести точный учет расхода дизельного топлива. Задача заключается в том, чтобы увеличить коэффициент использования имеющегося парка машин за счет более тщательного планирования, рациональной эксплуатации и подробного анализа работы каждой единицы.

Отмечу, что выбор оборудования и вопросы его оптимальной загрузки в конкретных условиях, решаются совместно с «Восточной Техникой». Получаем от наших партнеров все необходимые данные, полезные рекомендации, консультации. Формирование окончательной заявки на приобретение машины – результат коллективной работы наших горняков, механиков и специалистов «Восточной Техники». За годы сотрудничества компания стала равноправным партнером этого процесса.

Мы постоянно работаем над увеличением объёмов производства. После запуска Угахана Высочайший рассчитывает выйти на добычу в Иркутской области 7-8 тонн золота в год. В Якутии, на месторождении Дражное, в районе Оймякона, планируем добывать около 3-х тонн золота.

Многие предприятия говорят о дефиците подготовленных кадров. Ощущает ли «Высочайший» нехватку операторов, для того чтобы обеспечить работу нового оборудования?

С кадрами ситуация действительно остается очень напряженной. Мы работаем со многими агентствами, занимающимися подбором специалистов, которые умеют грамотно обращаться с зарубежными машинами. Однако людей с опытом работы всё равно не хватает.

У нашей компании есть свой учебный комбинат, где готовят специалистов по нескольким направлениям. Кроме этого, сотрудничаем с рядом учебных заведений, однако специальной подготовки операторов для работы на технике Cat у нас нет. Когда приходит новое оборудование, обычно приезжают сотрудники «Восточной Техники». Они знакомят с машиной, рассказывают с чего необходимо начинать рабочую смену и чем её заканчивать, обучают вождению. Если бы «Восточная Техника» практиковала централизованное курсовое обучение и занялась поставкой квалифицированной рабочей силы, это бы значительно продвинуло её бренд. Уверен, услуга подготовки операторов стала бы интересной для многих пользователей. Мы уже прибегали к помощи дилера, когда были сложности с наймом персонала. В прошлом году «Восточная Техника» помогла нам частично решить кадровые проблемы.

Парк машин в регионе растёт, возможно, уже пора создать учебно-курсовой комбинат в Новосибирске или Иркутске. Производить обучение людей работе на горнотранспортных машинах, а кроме того, знакомить с приёмами экономичного управления. Как и открытие склада в Бодайбо с необходимым запасом запчастей, помощь в подготовке квалифицированных операторов - это реальная возможность удешевления наших работ.

Задача снижения стоимости транспортировки является крайне актуальной. Мы знаем, что происходит с ценами на мировом рынке золота, поэтому организация эффективной работы горнотранспортной техники, использование всех имеющихся резервов является для нас вопросом номер один.

На ваш взгляд, является ли успешная работа золотодобывающей компании предпосылкой для развития дилерского бизнеса?

Конечно, мы связаны друг с другом. Наши успехи – это и успехи нашего партнера, уверенное продвижение бренда Caterpillar.

Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что у нас сложились деловые, но в тоже время очень добрые отношения с «Восточной Техникой». Для нас эта компания больше чем поставщик оборудования и запасных частей. Могу с уверенностью сказать, что это люди, с которыми не только выгодно, но и приятно работать. Руководство предприятия, специалисты по поставкам машин, сервисные инженеры никогда не отнесутся легкомысленно к словам заказчика. Мы видим, что партнёры прилагают все силы, для того чтобы максимально удовлетворить наши потребности, готовы обсуждать предложения, готовы к компромиссу, и в этом плане иметь дело с этой компанией для нас очень комфортно.

Наши отношения, как и работа техники Cat, прошли многолетнюю проверку в суровых северных условиях. «Восточная Техника» – это действительно надёжный товарищ, который не бросит в трудной ситуации. Приятно, когда находишь в лице контрагента людей, реально заинтересованных в развитии не только своего бизнеса, но и бизнеса партнера. В сложившейся ситуации, когда цены на золото остаются на низком уровне, в нахождении компромиссов заинтересованы обе стороны.

Хотелось бы пожелать сплочённой и квалифицированной команде «Восточной Техники» дальнейшего развития. Учитывая потребности «Высочайшего», уверен, что границы нашего сотрудничества будут только расширяться.

Запись на сервис
Заявка на запчасти